Центр арабских и исламских исследований

Институт востоковедения РАН

Статьи

Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти

Наумкин Виталий Вячеславович

Арабский национализм (АН) – широкое идейно-политическое движение, сыгравшее важную роль в освобождении арабов сначала от османского, затем от европейского господства и, наконец, в становлении и развитии целого ряда независимых арабских государств. В статье предлагается новое прочтение современного состояния АН, сторонники которого почти шесть десятилетий находятся у власти в Сирии. Проведенный в статье анализ генезиса этого движения показывает, что левантийско-иракская зона явилась главным очагом возникновения и развития концепции единства арабской нации, которая легла в основу идеологии и политики одного из трех направлений панарабского сегмента АН – баасизма.Утверждается, что для его выживании как доминирующей политической силы и правящей партии в Сирии немалую роль играет историческая память, которая в странах Востока оказывает гораздо большее влияние на политику, чем на Западе.В рамках обзора исторического наследия АН выделяются две волны “арабского пробуждения”, показывается роль личностей, разработавших основные светские идейно-теоретические постулаты панарабистов. В этом контексте отмечается преемственность в напряженных отношениях между АН в Леванте, с одной стороны,и османами, а затем турецкими националистами нашего времени, с другой; при этом один из современных лозунгов последних (“пять государств – одна нация”) весьма схож с главным лозунгом АН (“единая арабская нация”). В статье анализируется эволюция дихотомии: каумизм (панарабский национализм) – ватанизм (партикулярный, страновой патриотизм). Доказывается, что, несмотря на вроде бы сокрушительное поражение идеи панарабизма в условиях торжества модели национального государства, в арабском мире сохраняются предпосылки интеграции,которые допускают гипотетическую возможность возвращения АН в перспективе на политическую арену. Однако это может произойти только в результате идейной трансформации АН в русле закрепления его гибридной, точнее, конвергентной формы, преодолевающей антагонизм между каумизмом и ватанизмом.

Пул-факторы трудовой миграции из арабского мира в страны Европы

Сарабьев Алексей Викторович

Пул-факторы («притягивающие») трудовой миграции в Европу рассматриваются в применении к мигрантам из арабских стран. Приводятся особенности арабской трудовой миграции и социально-­экономической адаптации арабов в Европе. Согласн авторской классификации пул-факторов, они объединены в три группы: факторы этапа выбора, условные доминанты и экстраэкономические. Каждая из групп, или уровней, является предпочтительной для определенной категории потенциальных мигрантов. Выявляются особые характеристики арабских диаспоральный деловых сетей в европейских странах. Описывается подход к трудовым мигрантам, при котором они рассматриваются не только как рабочая сила, но как социальный капитал, востребованный, прежде всего, внутри этих сетей. Проблемы социо-­культурной адаптации и экономической интеграции подаются в свете изменений пул-факторов миграции. Ключом к разрешению целого ряда проблем на этом пути является, по мысли автора, движение по направлению вывода деловых сетей арабских диаспор из их объективной самоизоляции, замкнутости их на самих себе и деловых сетях стран происхождения в ответ на незнакомую, а порой и замкнутую деловую среду в странах пребывания.

Роль российского консула в Дамаске князя Б. Н. Шаховского в поддержке межрелигиозного мира накануне Первой мировой войны

Сарабьев Алексей Викторович

Князь Борис Николаевич Шаховской (1870–1926), российский консул в Дамаске с 1907 г. вплоть до Первой мировой войны, оставил потомкам образец внимательной и взвешенной дипломатии. Его донесения в Посольство России в Константинополе и в 1-й отдел МИДа содержат бесценные сведения, проливающие свет на межконфессиональные отношения в сирийских областях Османской империи накануне и после Младотурецкой революции, а также в канун и первые месяцы Великой, как тогда ее называли, войны. В статье анализируются сообщения дипломата о различных аспектах религиозной ситуации в регионе. Рассматривается деятельность в Дамаске исламистской организации «Магометанское братство», имевшей целью насаждение законов шариата во всем сирийском социуме и противодействие иноверному и европейскому влиянию в регионе. Оценивается тревожное изменение межконфессиональных отношений, когда росла подозрительность мусульман по отношению к согражданам-христианам, усугубленная поголовным военным призывом в условиях Триполитанской и двух Балканских войн. Внимательно следил консул за проблемами участия православных арабов в османских органах управления, а также за церковным казусом попытки присоединения английских старокатоликов к православию, действующих через митрополита Бейрутского. Представляют исторический интерес сведения о колебаниях сирийских яковитов, то переходивших в унию, то расторгавших ее, а также заметки о деятельности в регионе католических миссий. Все эти явления на сирийских территориях рассматривались дипломатом сквозь призму конкуренции европейских держав, в особенности Франции и Италии.

Неутомимый Наумкин

Яковлев Александр Иванович

Рецензия на статью Р. аль-Хамдани и Х. Лэкнер «Война и обломки: политические размежевания в Южном Йемене» (январь 2020 г.)

Серебров Сергей Николаевич

В рецензии рассматривается 30-страничная статья Р. аль-Хамдани и Х. Лэкнер «Война и обломки: политические размежевания в Южном Йемене» (European Council on Foreign Relations), опубликованная Европейским Советом по международным делам (ЕСМД) в январе 2020 г. Райман аль-Хамдани является исследователем и консультантом по проблемам безопасности стран Ближнего Востока, Хелен Лэкнер — известный эксперт ЕСМД, научный сотрудник Института стран Азии и Африки Лондонского университета, редактор журнала Британско-йеменского общества, автор многих специализированных изданий Open Democracy, Arab Digest, Oxford Analytica, автор монографии Yemen in Crisis: Autocracy, Neo-Liberalism and the Disintegration of a State (опубликованная в 2017, переизданная в 2019 и переведенная на арабский в 2020 гг.) и др. Статья посвящена региональной войне в Йемене с участием Арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией и приурочена к пятой годовщине конфликта. Центральное место в ней уделено научному исследованию ситуации на юге страны, лишенном «хуситского фактора». Толчком для работы стали вооруженные столкновения между двумя флангами Арабской коалиции — КСА и ОАЭ в Адене в августе 2019 г., вскрывшие антагонизм между международно-признанным президентом Йемена А. М. Хади и сепаратистским Южным Переходным Советом, сотрудничающим с ОАЭ. Инцидент способствовал переоценке прежнего политологического конструкта этого кризиса и поиску нового. Авторы обосновывают необходимость включения в него таких проблем как «южный вопрос» и «геополитика стран АК». Анализ Риядского соглашения от 05.11.2019 г. и причин его ожидаемого провала сопровождается выводом о растущих угрозах дезинтеграции Юга. Статья задает ориентиры для переориентации политики стран ЕС в русло содействия выработке программы национального и государственного строительства Йемена. В рецензии содержится обзор и критическая оценка положений, выводов и рекомендаций статьи. Автор выражает полную солидарность с главной идеей работы способствовать активизации роли востоковедов и всего экспертного сообщества в содействии урегулированию конфликта для предотвращения гуманитарного и политического коллапса в Йемене.

Кризис в отношениях между Константинопольским и Московским патриархатами в контексте мировой политики XX–XXI веков

Яковлев Александр Иванович

DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4–26–66

В статье рассмотрены основные конфессиональные и политические аспекты конфликта между Константинопольским и Московским патриархатами, обострившегося в 2018–2019 гг. в связи с предоставлением Константинополем автокефалии Украинской Православной церкви. Обращено внимание на возрастание религиозного (цивилизационного) фактора в мировой политике и его использование в современных международных отношениях. Названы исторические предпосылки данного конфликта, такие как проблема церковной автокефалии и формирование национальных церквей, смена миропорядка в начале и в конце ХХ в. Особое внимание обращено на притязания Константинопольского патриархата в православном мире, его настойчивые попытки в ХХ в. утвердить свое главенство по отношению ко всем иным древним и новым Церквам. Немалую роль в такой политике сыграли личности глав Константинопольского патриархата в ХХ в. Показаны истоки конфликтов между Константинополем и Москвой, в частности, по украинскому вопросу, и шаги обеих сторон во второй половине ХХ в. к нормализации отношений. Обращено внимание на связь Критского собора нескольких православных Церквей в 2016 г. и последующее решение Константинополя об автокефалии Украинской церкви. Показан смысл использования церковных проблем Великобританией в XIX в., и США в XX и XXI в. в их политике сдерживания и ослабления России. Тем самым кризис в отношениях между двумя частями Вселенской Церкви имеет не только чисто церковное (экклезиологическое) значение, но и стал частью процесса трансформации мировой системы международных отношений в XXI в.

К ЧИТАТЕЛЯМ, или О взаимосвязи религиозной политики и религии

Сарабьев Алексей Викторович

DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-10-25

Вопросы религиозной политики и ее неоднозначной связи с вопросами внутренней жизни религиозных общин стали центральной темой нынешнего выпуска. То, как политические амбиции государств или официальных структур вторгаются в повседневную жизнь верующих, обычно вызывает негативные оценки. Тем не менее, это вторжение – такая же объективная данность, как и сложные взаимоотношения между разными конфессиональными группами, которые существуют от начала, искони. Собственно, регуляция социальных отношений, в том числе межконфессиональных, является в идеале той обязанностью государства, которая отображается во многих фактах его «вмешательства» в религиозную жизнь, и которая реализуется в том, что называют религиозной политикой.

Российское влияние на ближневосточные церковные дела: 120 лет тому назад

Сарабьев Алексей Викторович

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–67–95

золотым временем» в истории внешней политики нашей страны в отношении российского влияния на церковные дела Ближневосточного региона. Автор выделяет основные узловые моменты, позволяющие так характеризовать тот период. Явные успехи зарубежной религиозной политики проявлялись, в частности, в сфере лоббирования кандидатур церковных иерархов на православном Антиохийском престоле и даже на Константинопольском. Важной вехой религиозной политики Российской империи за рубежом стал успех в избрании весной 1899 г. на Антиохийский патриарший престол первого патриарха-араба Мелетия II Думани. Вскоре «русофильская» партия победила на выборах Константинопольского патриарха, когда в мае 1901 г. на престол во второй раз взошел известный якобы своими пророссийскими взглядами Иоаким III. Последовал многолетний остракизм медленно набиравшей силу арабской церковной иерархии Антиохийского престола со стороны греческих по своему составу иерархияй Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархатов. Все же на первом плане российского влияния оставалась образовательная деятельность ИППО, которая ослабнет лишь к началу I Мировой войны.
Нехватка церковных кадров для арабской иерархии епископских кафедр Антиохийской Церкви и участие России в их подготовке, болезненный вопрос конфессиональных переходов в разных районах региона, связь церковных дел с международной политической конкуренцией на Ближнем Востоке рассматриваются автором на основе архивных документов. Российские дипломаты внимательно следили за межконфессиональными отношениями в регионе, особенно за проблемами, связанными с православной общиной, видимо, считая ее отчасти зоной своей ответственности. Это было обусловлено, кроме прочего, соперничеством зарубежных миссий «за души» на ближневосточных территориях. Перипетии межрелигиозных отношений и отчетливый конфессиональный протекционизм французских, британских, итальянских, германских и других западных дипломатов также отражены в донесениях российских консулов, достойно отстаивавших в этой конкурентной борьбе интересы Российской империи на Ближнем Востоке в последние годы XIX – начале ХХ в. Обращение к теме зарубежной религиозной политики в историческом измерении дает богатый материал для анализа как положительных следствий такого влияния, так и политических просчетов на этом пути. Оно также проливает свет на многие современные вопросы межцерковного взаимодействия.

Агентурная записка 1920 года о положении в Турции (Публикация архивного документа, предисловие и комментарии Алексея САРАБЬЕВА)

Сарабьев Алексей Викторович

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–255–283

Смысловым ядром работы выступает публикация небольшого секретного агентурного донесения из Стамбула от сентября 1920 г. По своей структуре материал представляет собой развернутый комментарий к публикуемому архивному документу с кратким авторским предисловием. Документ содержит описание встречи и передачу беседы американского военного представителя с главой Османского правительства в Стамбуле в тяжелый для жителей Малой Азии период двоевластия и масштабной иностранной интервенции. В комментариях дается абрис и некоторые детали исторического фона событий того времени, в которые косвенно была вовлечена также раздираемая гражданской войной и интервенцией Россия. Подчеркивается нараставшее влияние Соединенных Штатов в военно-политических конфликтах в регионах Черного и Средиземного морей. Основным акцентом комментариев стал религиозный аргумент в обосновании военной активности и политической конкуренции мировых держав в Малой Азии. Религиозно-конфессиональный аспект социальной нестабильности также выделяется как существенный, хотя и подчиненный преимущественно явлениям, выступающим в качестве ведущих факторов гражданского противостояния на малоазийских территориях бывшей Османской империи, – национально-политического, регионально-экономического (борьбы за концессии), а также войнам османов с «христианскими» державами и последовавшим прямым военным интервенциям.

Политика Ватикана в современном исламском мире: к вопросу о стратегии экуменизации традиционного ислама

Миняжетдинов Ильдар Харрясович

Сегодня исламский мир переживает период великих трансформаций: кардинальные изменения происходят практически во всех сферах жизни мусульманских сообществ. В основе этих трансформационных процессов лежит комплекс причин разного характера, важнейшая из которых находится в духовной сфере. Мусульманской умме угрожает глобальный духовный кризис, который уже проявляется в очевидной утрате ценностных ориентиров. Она оборачивается ростом радикализма, ксенофобии, обострением противоречий и конфликтами. Разрушение духовного ядра исламской цивилизации повлечет за собой постепенный разлом исламского сообщества, который, как можно сегодня наблюдать, уже начинает проходит по культурной, политической и духовной линиям. Возникновение и рост современного реформаторского движения в исламе - является одним из непосредственных проявлений тяжелейшего кризиса в духовной сфере. Особняком стоят те проекты реформы ислама, которые были инициированы или поддержаны политическими режимами исламских государств: в последние годы сразу несколько глав мусульманских государств объявили о необходимости проведения реформы ислама. Одна из причин этого явления состоит в том, что реформа ислама - это требование клуба западных групп элит, от разноплановой поддержки которых зависит финансовое, экономическое и политическое благополучие правящих мусульманских кругов.
Западные элиты, в свою очередь, требуют внесения изменений в ислам, по той причине, что он все еще продолжает играть роль сдерживающего фактора и выполняет функцию духовной скрепы, которая якобы не позволяет мусульманским сообществам окончательно и бесповоротно войти в новый неомодернистский мировой порядок. Несмотря на многолетнюю и мощную культурную экспансию Запада, исламские сообщества всё еще пытаются держаться за это своё цивилизационное ядро. В 2015 г. ООН утвердила проект «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», который подписали руководства всех стран мира. Его неомодернисткое содержание фактически исключает в ближайшем будущем существование традиционного ислама как такового. Создание единого глобального духовно-культурного пространства мира - одна из ключевых целей этого «проекта будущего». Народы мира должны будут объединиться общей мировоззренческой платформой, в основе которой лежат ценности постмодерна.
В качестве ключевого партнера ООН в этом проекте выступает Ватикан. В настоящее время, когда власть в Римско-католической церкви захватило модернистское движение, Ватикан стал одним из ведущих глобальных кураторов процесса модернистской трансформации многих традиционных духовных систем разных восточных сообществ. Папский глобальный экуменический проект - инструмент, призванный содействовать объединению традиционных конфессий разных народов в единую универсальную мировую постмодернистскую религию. В этом контексте тема влияния Ватикана на реформаторские процессы в исламе чрезвычайно актуальна. Два больших проекта - папская глобальная экуменическая инициатива и реформа ислама - оказались тесно связаны друг с другом. Католическая дипломатия прилагает очень серьезные усилия для того, чтобы стимулировать развитие реформаторского движения в исламе, придав ему экуменический характер. В частности, папская курия стремится мобилизовать в исламском мире свою группу сторонников высокого уровня, поддерживающих её глобальный экуменический проект. Исламская политика Ватикана свидетельствует о том, что ему важно не пропустить исторический момент и объединить растущее, но разрозненное движение мусульманских модернистов, направив его в нужное ему идеологическое русло. В связи с этим большой интерес вызывает исследование католического проекта обновления ислама и технологий его реализации.

Страницы:   1    2    3    4    5    6    7    8