Центр арабских и исламских исследований

Институт востоковедения РАН

Статьи

Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти

Наумкин Виталий Вячеславович

'2021, №6

 
Арабский национализм (АН) – широкое идейно-политическое движение, сыгравшее важную роль в освобождении арабов сначала от османского, затем от европейского господства и, наконец, в становлении и развитии целого ряда независимых арабских государств. В статье предлагается новое прочтение современного состояния АН, сторонники которого почти шесть десятилетий находятся у власти в Сирии. Проведенный в статье анализ генезиса этого движения показывает, что левантийско-иракская зона явилась главным очагом возникновения и развития концепции единства арабской нации, которая легла в основу идеологии и политики одного из трех направлений панарабского сегмента АН – баасизма.Утверждается, что для его выживании как доминирующей политической силы и правящей партии в Сирии немалую роль играет историческая память, которая в странах Востока оказывает гораздо большее влияние на политику, чем на Западе.В рамках обзора исторического наследия АН выделяются две волны “арабского пробуждения”, показывается роль личностей, разработавших основные светские идейно-теоретические постулаты панарабистов. В этом контексте отмечается преемственность в напряженных отношениях между АН в Леванте, с одной стороны,и османами, а затем турецкими националистами нашего времени, с другой; при этом один из современных лозунгов последних (“пять государств – одна нация”) весьма схож с главным лозунгом АН (“единая арабская нация”). В статье анализируется эволюция дихотомии: каумизм (панарабский национализм) – ватанизм (партикулярный, страновой патриотизм). Доказывается, что, несмотря на вроде бы сокрушительное поражение идеи панарабизма в условиях торжества модели национального государства, в арабском мире сохраняются предпосылки интеграции,которые допускают гипотетическую возможность возвращения АН в перспективе на политическую арену. Однако это может произойти только в результате идейной трансформации АН в русле закрепления его гибридной, точнее, конвергентной формы, преодолевающей антагонизм между каумизмом и ватанизмом.

ВВЕДЕНИЕ. ПОЛИТИКА И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

В странах Востока историческая память и традиции оказывают гораздо большее влияние на современную политику, чем на Западе. С учетом данного обстоятельства имеет смысл по-новому взглянуть на этот фактор, чтобы выявить исторические корни сложившихся в странах Востока политических систем и общественно-политических отношений, оценить их влияние на происходящие трансформации в контексте арабского национализма и лучше объяснить их.

В наши задачи не входит анализ существующих определений и толкований столь многозначного термина, как национализм, давно являющегося предметом бурных научных дискуссий отечественных и зарубежных исследователей, включая не только этнологов, но и представителей других отраслей гуманитарного знания, в том числе политологов и историков. Тем не менее для раскрытия поставленной здесь проблемы представляется необходимым в рабочем порядке все же договориться о понимании национализма вообще (хотя и применительно к арабскому миру), коснувшись некоторых характеризующих его измерений. Исхожу из того, что национализм – это, во-первых, настрой, психологический уклад, во-вторых – система идей и принципов, идеология, в-третьих – ряд общественно-политических движений, в-четвертых – политика, политическая практика, в-пятых – вид политической культуры, в-шестых – инструмент самоидентификации этнической (в отдельных случаях полиэтнической) или конфессиональной группы. Впрочем, этот список можно было бы продолжить. Сам термин говорит о том, что в основе концепта “национализм” лежит отношение к нации как главной его ценности. Национализм в определенной мере и порождается исторической памятью, и сам оказывает на нее сильное воздействие.

Необходимо также определить наше отношение к использованию таких терминов, как “арабский национализм”, “панарабизм”1, “арабизм”2. Нередко они используются как синонимы, но даже и в этих случаях имеют свои оттенки. При этом все они в той или иной мере сопряжены, а “панарабизм” – еще и с идеей не только и не столько этнонационального, сколько политического единства арабов, для которых “естественным” состоянием, как привыкли говорить приверженцы этого концепта, является пребывание в одном общеарабском государстве. Тем самым выражалась давняя мечта арабской интеллигенции о мощной, единой и сильной державе. Ниже мы еще вернемся к некоторым аспектам содержательной интерпретации этих терминов.

Ограничив рамки исследования границами Арабского Востока и сосредоточив внимание на одном из наиболее влиятельных в недавнем прошлом общественно-политических течений в арабских обществах, вынесенном в заголовок этой статьи, отмечу, что Сирия на сегодня остается единственной арабской страной, где у власти стоит правящая уже почти шесть десятилетий партия. Речь идет о Партии арабского социалистического возрождения, исповедующей идеи арабского, светского по сути, национализма, в обиходе называемой Партией возрождения (Хизб аль-ба‘c), а иногда и просто Баас, т.е. “Возрождением” (ба‘си, т.е. баасист по убеждениям, или член партии Баас, буквально – “возрожденец”). Именно это слово является ключевым для понимания баасизма, отличая его от двух других сыгравших огромную роль в истории Арабского мира XX в. течений панарабизма – от насеризма3 и Движения арабских националистов (ДАН)4. В то же время все три течения объединяет приверженность широкому концепту ‘уруба – арабизма, “арабства”, особой арабской идентичности, а также идее существования “единой арабской нации” (умма ‘арабийя вахида). Понятие арабской уммы – ключевое для всех толков арабского национализма.

...............................

Объем издания: 42-59

Наумкин В.В. Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти. – Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 42-59. (Полный текст статьи)