Центр арабских и исламских исследований

Институт востоковедения РАН

Новости

31 августа 2024 года

II Летняя школа молодого востоковеда МГИМО — ИВ РАН

II Летняя школа молодого востоковеда МГИМО — ИВ РАН II Летняя школа молодого востоковеда МГИМО — ИВ РАН

 
25–31 августа 2024 г. прошла II Летняя школа молодого востоковеда МГИМО – ИВ РАН «Классическое востоковедение на службе постижения современного мира. Методология и методы» в филиале МГИМО в г. Ташкент (Узбекистан).

Во II Летней школе молодого востоковеда МГИМО - ИВ РАН (далее - Летняя школа) приняли участие 24 студента бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, занимающиеся исследованиями в области востоковедения и африканистики, зарубежного регионоведения и международных отношений, политологии и истории.

Для участия в Школе поступило 266 заявок из десятков городов России и 7 стран ближнего зарубежья. По итогам конкурсного отбора участниками стали молодые исследователи из МГИМО, ИМЭМО РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, НИУ ВШЭ, ГАУГН, СПбГУ, КФУ, УрФУ, Белорусского государственного университета (Белоруссия), Национального университета Узбекистана, Ташкентского государственного университета востоковедения (Узбекистан), Университета мировой экономики и дипломатии (Узбекистан), Международного университета туризма и культурного наследия «Шёлковый путь» (Узбекистан), Российско-Таджикского (Славянского) университета (Таджикистан).


В рамках официального открытия II Летней школы участников поприветствовали к.и.н., директор МГИМО-Ташкент А.А. Абдувахитов, к.п.н., директор ИМИ МГИМО М.А. Сучков и научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Г.В. Лукьянов.

Было отмечено, что новый этап формирования полицентричного миропорядка, укрепление на международной арене государств незападного мира, «поворот на Восток» актуализируют вопрос об улучшении нашего понимания того, что представляет собой современный Восток во всем его многообразии, как его изучать и постигать. Развитие востоковедения, переосмысление его классических подходов — задача одновременно и фундаментальной, и прикладной науки. Комплекс мероприятий в рамках консорциума МГИМО — ИВ РАН ориентирован на проработку обоих направлений.

В ходе первого дня работы состоялись:

  •  панельная дискуссия, посвященная обсуждению цивилизационной принадлежности Центральной Азии (спикеры - д.и.н., руководитель Лаборатории исследований современных Центральной Азии и Кавказа ИВ РАН А.Ю. Быков, д.и.н., профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Е.М. Кожокин, к.филос.н., с.н.с. Института государства и права Академии наук Узбекистана Р.Р. Назаров; модератор - М.А. Сучков);
  • лекция Е.М. Кожокина, погрузившая студентов в размышления о лингвистической революции и центральноазиатских исследованиях;
  • панельная дискуссия о роли и месте востоковедения в современном мире (спикеры – д.п.н., заместитель директора ИВ РАН, заведующий ЦАИИ ИВ РАН В.А. Кузнецов и М.А. Сучков, модератор – Г.В. Лукьянов).

Участники также начали работу в проектных группах под руководством наставников (Г.В. Лукьянов, м.н.с. ЦАИИ ИВ РАН А.Г. Петросян, к.п.н., н.с. Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН С.А. Рагозина) с обсуждения целей, задач и параметров групповой работы.


Второй рабочий день Летней школы открыла лекция д.и.н., заведующего Отделом истории Востока ИВ РАН А.Д. Васильева о полевых исследованиях в современном востоковедении и направлениях и форматах полевой работы, проводимой сотрудниками Института востоковедения РАН.

Логичным продолжением лекции стал мастер-класс А.Г. Петросян «Востоковедные исследования в условиях конфликтов и кризисов: как работать ‘в поле’», в рамках которого участники порассуждали о специфике проведения различных видов интервью.

Д.и.н., г.н.с. Отдела истории Востока ИВ РАН А.Ш. Кадырбаев на лекции «Методология исторических исследований: поиска новых подходов к осмыслению истории Востока» познакомил молодых исследователей с методологией исторических исследований, подробно рассказав о том, как они менялись и трансформировались.

Лекция В.А. Кузнецова «Как мы работаем? Об этапах исследовательской деятельности» была посвящена ключевым этапам и особенностям проведения научных исследований.

В рамках второго рабочего дня Летней школы продолжилась работа участников в группах под руководством наставников в направлении выбора темы исследовательских проектов и их обоснования.


Третий день работы Летней школы начался с лекции д.и.н., директора ИВ РАН А.К. Аликберова, посвященной развитию востоковедения в цифровую эпоху, а также существующим тенденциям и вызовам в данной сфере.

К.и.н., с.н.с. Отдела истории Востока ИВ РАН Д.М. Тимохин в рамках мастер-класса «Практикум по прикладному использованию классических методов источниковедения и историографии в современных востоковедных исследованиях истории и исторической памяти» поделился с участниками некоторыми приемами и хитростями в работе с источниками.

В конце дня 3 исследовательские группы представили лекторам промежуточные итоги своих проектных работ.

В этот день участники Летней школы посетили Институт востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии наук Республики Узбекистан, где поучаствовали в дискуссии коллег из Узбекистана и России, а также прослушали лекции вице-президента Академии наук Республики Узбекистан, директора Института, д.и.н., профессора Бахрома Абдурахимовича Абдухалимова и спецпредставителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Ефимовича Швыдкого.


В ходе четвертого дня работы прошло два мастер-класса:

  • к.и.н., с.н.с. Отдела Израиля и еврейских общин ИВ РАН Л.Р. Хлебникова подробно описала специфику исследований диаспор в странах Востока;
  • А.Ю. Быков указал на важность использования архивов в современных востоковедных исследованиях и рассказал об особенностях работы в них.

Кроме того, участники Школы прослушали лекцию Г.В. Лукьянова о роли ИВ РАН в содействии российской дипломатии второго трека на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Для студентов была организованна культурная программа, в рамках которой они посетили Религиозный комплекс Хазрати Имам, Медресе Муйи Муборак, Дворец Романовых, Государственный музей истории Тимуридов и др.


Заключительный день Летней школы открыл мастер-класс С.А. Рагозиной о правилах публикации в научных журналах и необходимых составляющих научной статьи.

Перед участниками с лекцией о состоянии археологических исследований в Узбекистане выступил д.и.н., заместитель Директора Национального центра археологии Академии наук Республики Узбекистан Г.Б. Бобоёров.

Закрывала учебную часть программы Летней школы панельная дискуссия о незападных теориях международных отношений и их месте в современной системе знаний о мировой политике (спикеры – В.А. Кузнецов, Г.В. Лукьянов. Л.Р. Хлебникова; модератор – С.А. Рагозина).

По итогам семидневного обучения молодые исследователи представили и защитили 3 проекта: «Политика памяти в "малых государствах" Персидского залива»; «Социальное служение в деятельности новых религиозных организаций в Узбекистане в эпоху цифровизации»; «Арабо-турецкие отношения в современной турецкой и арабской политической аналитике». В рамках обсуждения первый проект был выбран для дальнейшей поддержки в виде гранта, предоставляемого Центром внешнеполитического сотрудничества им. Е.М. Примакова.

По итогам прохождения программы II Летней школы молодого востоковеда МГИМО – ИВ РАН 7 слушателя программы получили сертификаты о повышении квалификации МГИМО, 17 – удостоверения о повышении квалификации.

Программа II Летней школы молодого востоковеда МГИМО - ИВ РАН 


Программа реализуется в рамках научного консорциума МГИМО и ИВ РАН «Новое российское востоковедение» при поддержке Программы развития МГИМО «Приоритет 2030».