Новости
14 – 17 августа 2023 года
Поездка ученых ИВ РАН в Саудовскую Аравию
В августе 2023 г. сотрудники ИВ РАН В.В. Наумкин, В.А. Кузнецов, В.И. Сажин и С. Н. Серебров посетили Эр-Рияд.Своими впечатлениями от поездки делится заместитель директора ИВ РАН, заведующий Центром арабских и исламских исследований Василий Александрович Кузнецов.
Побывали с коллегами в Эр-Рияде: прохлаждались, развлекались, расслаблялись. Встречались с местными мозговыми центрами, университетами, командованием сил коалиции. И те, и другие, и третьи - все по-своему - потрясают, конечно. Про ВС вопрос отдельный, а вот исследовательские организации, конечно, очень большое впечатление производят размахом деятельности и амбициями. Но все же главные впечатления от вещей более общих - в основном, от четырех.
1. Не знаю, как других, а меня первое, что каждый раз поражает в КСА - это то, что это просто страна. В голове так много мифов и стереотипов, что реальное королевство каждый раз становится открытием. Огромный Эр-Рияд с его вечными пробками, какой-то непонятной застройкой, отсутствием бьющей в глаза роскоши, множеством скромных автомобилей, с его книжными магазинами размерами с моллы, базаром - таким же, как в любой другой арабской стране, с его кафешками и ресторанчиками, людьми, задерганными работой, жалующимися на рост цен, обсуждающими политику и литературу, гордящимися своими традициями, строящими колоссальные планы на будущее, иронизирующими над западными представлениями об их стране, «полной нефти, шейхов и религии», как Россия полна той же нефти, олигархов и балалаек - короче говоря типичными жителями большого города.
Что еще?
2. Женщины. Когда в 2021 г. был в Джидде, подумал, что множество работающих женщин может быть особенностью именно Джидды - все же она всегда славилась свободой нравов. Но нет - от паспортного контроля до университетов, мозговых центров и музеев - повсюду встречаешь работающих женщин. Некоторые из них в офисе совсем формально набрасывают на голову платок, который так и норовит сползти на плечи, другие - напротив, в никабах. Кстати, в никабах были две дамы, занимающие, кажется, ключевые позиции в мозговых центрах - одна занимается экономикой конфликтов, вторая - айтишница и занимается искусственным интеллектом.
3. История. То, что МБС еще в Видении-2030 заявил новый подход к национальной истории, известно. Интересно, как это проявляется на практике. В национальном музее короля Абдальазиза экспозиция начинается с рассказа о Большом взрыве (с крутыми голографическими штуками), под картинки которого объясняется, почему эта концепция происхождения вселенной полностью соответствует Корану. Потом идут экспозиции, посвященные естественной истории и географии КСА, а затем - древней истории. Последняя начинается, конечно, со всяких доисторических штук и найденных фрагментов каких-то древних людей, чопперов, скребков и т.п., продолжается рассказом о древних цивилизациях - шумеры, Дильмун, Йемен и все такое прочее; а затем - о первых арабских королевствах. При этом много говорится о древних религиях, показываются всякие идолы, погребальные обряды и т.п. ну, и наконец, дело доходит до залов, посвященных Пророку, причем здесь среди экспонатов - постановочное видео, где артисты играют сподвижника Пророка и даже есть намек на появление самого Пророка в кадре. Все это - языческие идолы в музее, намеки на изображения Пророка, сама концепция древности саудовской (аравийской) цивилизации, как бы вбирающей в себя цивилизации всего Ближнего Востока - совершенно неприемлемо было раньше. Другой пример исторической политики - Дир‘ийя, первая столица Саудитов, где был заключен союз между основателем династии и Мухаммедом бин Абд аль-Ваххабом. Как известно, в 1818 г. город после осады Ибрахима-паши был полностью разрушен, а новой столицей вскоре стал Эр-Рияд. При этом ваххабитская доктрина восстанавливать его и превращать в музей не позволяла. Тем не менее, какое-то время назад восстановительные работы начались - проводит их британская команда, хотя сейчас в ней появились и саудовские специалисты. Результат их работы - нечто среднее между археологическим комплексом, музеем и прогулочным парком с ресторанами и кафе. В музее речь идет об истории королевства - Аль Шейх упоминаются мельком, как и вообще все, что связано с религией, зато подробно показывается становление государственности, формирование правовой основы власти (первая «конституция», письма Ибн Сауда и т.п.), модернизация общества (фотографии и рисунки «было-стало»), наконец, демонстрируется генеалогическое древо правящей семьи, ствол которого - линия от Абдальазиза к королю Салману и его наследнику, другие же правители оказываются боковыми побегами.
4. Устремленность в будущее. Гордость тем, как у них все развивается, меняется, уверенность в том, что можно и нужно многое сделать, открытость к миру, готовность учиться, чтобы перенимать лучшее и делать еще лучше - все это постоянно звучит во всех разговорах.