Центр арабских и исламских исследований

Институт востоковедения РАН

Статьи

ОАЭ: свободные зоны как фактор сбалансированного роста

Филоник Александр Оскарович

Восточная аналитика '2017, №2

 

Даже по прошествии длительного времени с начала мирового финансового кризиса 2008 г. его влияние на мировую экономику еще не преодолено полностью. Неуверенность в полноценном развитии глобального экономического пространства находит свое отражение в прогнозах МВФ и Всемирного банка. По их оценкам, рост ВВП и глобальная торговля в какой-то перспективе продолжат демонстрировать относительно пониженные показатели из-за рыночных и внерыночных рисков разной этиологии.

Опасения распространяются на все страны. Но они приобретают большую обоснованность, когда речь заходит о развивающемся мире. Причем это касается аравийских монархий. Даже несмотря на огромные, по размеру их рынков, доходы от углеводородов, они также вынуждены пристально вглядываться в собственную ситуацию и соотносить ее с мировой. Тем более, что практически все эти государства, включая Саудовскую Аравию, взяли курс на преодоление «нефтяного проклятия» и расширение производства ненефтяной продукции.

Для этой цели используются разные подходы и схемы, но самым эффективным на сегодня средством остаются СЗ (свободные зоны), которые во множестве растут в нефтяной части Аравийского полуострова. Даже в крошечном Эмирате Аджман (ОАЭ) они стали весьма важным элементом экономической практики. В них, если верить цифрам, размещены 15 тыс. компаний и регулярно регистрируется по 350 предприятий. В Дубае и Абу-Даби этому аспекту хозяйственной деятельности также уделяется серьезное внимание. Активные действия на этом поприще приносят хороший результат не только отдельным членам федерации, но и ОАЭ в целом. Вклад СЗ как успешного хозяйственного института в устойчивость национальной экономики Эмиратов, видимо, действительно может рассматриваться образцом для подражания.  

В общей сложности в Эмиратах действуют 37 зон, при этом настолько успешно, что страна стала лидером арабского мира с точки зрения привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Их объем в 2014 г. достигал 12 млрд долл. США, и они имеют тенденцию к росту.

Если ранее СЗ служили лишь средством ухода от таможенных обременений и местом для размещения разных производств, то ныне они выступают в качестве многоцелевого провайдера услуг, который по многим параметрам выгодно отличается от других точек приложения капитала на оншорных территориях, а это серьезный стимул для притока финансовых ресурсов из-за рубежа. В частности, СЗ реально обеспечивают облегченные налоги, гарантируют права собственности, свободу вывоза капитала и прибыли, освобождают от валютных ограничений на экспортно-импортные операции и др.

Тем не менее, помимо значительных послаблений, в СЗ не все узкие места преодолены. В частности, схемы регулирования бизнеса могут отличаться от таких же за пределами зон, а расходы на его содержание могут определяться тем, где и как он оперирует. Это вызывает необходимость арендаторов вникать в многообразие норм и положений, определяющих порядок действий в каждом эмирате, каждом городе и даже внутри самих зон. В результате предприниматели должны присматриваться к специфике каждой из них и даже воздерживаться от капиталовложений по месту и времени. Размер первоначального капитала также варьируется, но нередко превышает показатели минимума вне зон. Операторы СЗ устанавливают меру оплаченного капитала от 50 тыс. дирх. до 1 млн. дирх., между тем, вне их юрисдикции во многих случаях подобные требования вообще не выдвигаются.  Есть некоторые другие ограничители, не слишком обременительные, но могущие в каких-то случаях оказывать влияние на принятие предпринимательских решений.

Тем не менее, эти детали не отвращают бизнес-сообщество от использования эмиратских СЗ в качестве места ведения активной инвестиционной деятельности. Подобная заинтересованность превращает весь этот проект в его аравийском исполнении в активнейшего драйвера экономического роста, что позволяет диверсифицировать структуру ВВП и увеличивать в нем долю ненефтяного компонента.

В 2105 г. СЗ принесли Эмиратам 497 млрд. дирх. ПИИ, что на 35% больше, чем в 2011 г. а планы долгосрочного развития экономики федерации получили мощный импульс для воплощения в жизнь. В принципе, весь процесс способствует тому, что ОАЭ ускоряются в своем развитии именно за счет новых продвинутых производств. Если в 70-е годы прошлого века их доход на 90% формировался за счет поступлений от нефти, то в настоящее время уже только на 30 %. Власти страны рассчитывают, что к 2021 г. этот показатель снизится до 20 %, а за последующие 30 лет вообще обнулится.

Скорее всего такой результат может быть реально достигнут. В настоящее время происходит заметный сдвиг в подходах к той роли, которую должны играть СЗ в восточных экономиках в условиях интернационализации и глобализации экономического пространства. Соответствующий этому тренд, по крайней мере, в Эмиратах запущен и работает в постоянном режиме. Государство развивается в унисон с мировыми тенденциями в сфере высоких технологий и намерено обеспечить себе поступательность движения на будущее. СЗ в этом процессе должны обеспечивать поле для развития финансовой инициативы бизнеса разного профиля и национальной принадлежности, жестко придерживаться линии на преобразование в центры материального производства и торговли товарами с высокой добавленной стоимостью. А главные усилия государства должны и далее ориентироваться на использование преимуществ геоэкономического положения Эмиратов на стыке Азии, Африки и расширительно понимаемого Ближнего Востока в интересах развития СЗ. В сумме эти моменты превращают ОАЭ в естественный транспортный, коммуникационный и частично промышленный хаб мирового уровня. И это обстоятельство рассматривается как дополнительный фактор макроэкономической стабилизации, сбалансированного роста экономики, создания максимально благоприятных условий для бизнес-среды и притока иностранного капитала.