Центр арабских и исламских исследований

Институт востоковедения РАН

Статьи

Спорные вопросы между Суданом и Египтом

Панфиленко Эльвира Николаевна

Восточная аналитика '2017, №1

 

Особое место в международных отношениях Судана с давних пор занимает его северный сосед Египет, ведущее арабское государство.

Несмотря на тесные исторические связи, судано-египетские отношения полны противоречий. Взаимоотношения между двумя странами менялись в зависимости от прихода к власти тех или иных политических сил или изменения политических реалий.

В свое время правительство Исмаила аль-Азхари повело Судан по пути сотрудничества с Египтом и другими арабскими странами, поддержало политику неприсоединения к блокам, осуществило ряд важных внешнеполитических акций вопреки сопротивлению британской администрации.

С 1958 по 1964 г. президентом и премьер-министром военного правительства Судана был Ибрагим Аббуд. Правительство Аббуда официально подтверждало приверженность политике нейтралитета в международных делах и активно участвовало в движении неприсоединения.

Важным внешнеполитическим актом правительства Аббуда и данью экономическим нуждам и требованию оппозиции явилось урегулирование отношений Судана с Египтом. В ноябре 1959 года были подписаны судано-египетские соглашения, одним из пунктов которых был о комплексном использовании вод реки Нил. Это соглашение подтвердило право Египта на ежегодное использование 24 млрд. м. кум. нильской воды, а Судан на 4 млрд. м. куб. Стороны согласились со строительством Египтом Высотной Асуанской плотины на р. Нил, а Суданом - Росейрской на р. Голубой Нил, о распределении между двумя государствами дополнительных 32 млрд. м. куб, которые будут получены после возведения этих сооружений.

После 22-го июля 1971 года в правительстве Демократической Республики Судан (ДРС) возобладали представители прозападной группировки во главе с министром иностранных дел Мансуром Халедом - идеологом партии «Аль-Умма», традиционно враждебной Египту. Дж. Нимейри, опасавшийся перспективы оказаться в зависимости от влиятельного северного соседа, пошёл на поводу прозападных деятелей правительства. К тому же Нимейри предпринял шаги к мирному урегулированию гражданской войны на юге Судана и был вынужден считаться с антиарабскими настроениями южносуданцев, их страхом перед возобновлением арабского влияния с севера.

Помимо этого, на правительство Нимейри оказывали давление США, предлагавшие Судану даже помощь против Египта, а также Саудовская Аравия, соперничающая с Египтом за лидерство в арабском мире.

 Инициатива обострения судано-египетских отношений исходила от президента Нимейри и его националистического окружения, но и Садат тоже способствовал обострению конфликта между Арабской Республикой Египет (АРЕ) и ДРС пренебрежительным отношением к своему партнеру. В нарушение судано-египетского соглашения 1959 года, о распределении стока нильских вод между двумя странами для целей орошения, Египет, игнорируя интересы Судана, стал разрабатывать совместно с Израилем новый проект использования нильских вод. Речь шла о переброске нильских вод на Синайский полуостров.

Второй узел судано-египетских противоречий был изначально завязан британским правительством. В период существования англо-египетского кондоминимума над Суданом британской колониальной администрацией была создана путаница, приведшая к наличию фактически двух границ между Суданом и Египтом - политической по 22 параллели и административной - по обе стороны.

В яблоко раздора превратился также "треугольник" Халаиб на побережье Красного моря. Канадская нефтяная компания заключила концессию на разведку нефти в Судане, но объявила, что приступит к поисковым работам на значительном расстоянии от спорного района Халаиба - говорилось в заявлении представителя этой фирмы. Египетское правительство потребовало от компании прекращения нефтепоисковых работ   в данном районе в связи с тем, что он находится под суверенитетом Египта. На современных английских картах данная территория заштрихована, а ее границы помечены как "политическая" на юге и как "административная" на севере. Лондон добился от Каира согласия на передачу "Треугольника" под административное управление Судана, но при сохранении египетского суверенитета. С тех пор в этой пограничной зоне проживали главным образом суданские кочевые племена, однако во время обострения политических отношений между Каиром и Хартумом, как это было неоднократно, спорный район на границе становился формальным предлогом для выдвижения взаимных территориальных претензий.

В течение последующих лет спор по поводу распределения вод Нила и пограничный конфликт по поводу "треугольника" - Халаиб то вспыхивала то затухали, но все-таки серьезных конфликтов не наблюдалось.

Эта конфликтная ситуация развивалась на фоне других региональных потрясений на территории Судана: постоянного противостояния с повстанцами на юге и спорадических вспышек конфликтов на западе и востоке страны. Разрушительное воздействие внутренних конфликтов на экономику региона отвлекало нынешнего президента Омара -аль-Башира от разногласий с Египтом.

Но в последние месяцы 2016 года конфликт по поводу пограничной территории стал развиваться в связи с визитом саудовского короля Салмана в Египет, который завершился подписанием множества договоров, главным образом, в экономической сфере на общую сумму 25 млрд. долл. Египтяне заплатили за это высокую цену: они отдали два острова Тиран и Санариф. Сообщения о том, что Санариф и Тиран переданы Саудовской Аравии, было встречено в Египте с немалым возмущением. Противники президента ас-Сиси подвергли его ошеломляющей критике. Воспользовались ситуацией и суданские власти, предъявив в очередной раз претензии на пограничную территорию. Но в отличие от Саудовской Аравии, у Судана нет серьезных рычагов влияния на Египет. Египет не собирается уступать "треугольник" Халаиб, т.к. помимо нефти, в последние годы там обнаружены олово, марганец, свинец и железная руда.