Статьи
Египет: реализация программы реформ –путь решения проблем в экономике и социальной сфере
На конференции, состоявшейся в марте 2015 г. в Шарм аш-Шейхе, президентом Египта была представлена программа, предусматривающая проведение в стране фискальных и экономических реформ с целью снижения дефицита бюджета, государственного долга, топливных и продовольственных субсидий, улучшения инвестиционного климата.
Основные экономические задачи, поставленные в программе на предстоящие пять лет, можно свести к следующему: восстановить рост ВВП, снизить фискальный дефицит, стимулировать создание рабочих мест и увеличить инвестиции частного сектора. Египетское правительство надеется путем решения этих задач достичь устойчивого прироста ВВП в 6%, снижения дефицита госбюджета до 8-9% ВВП, а уровня инфляции – до менее 10% к 2018/2019 фин.г.
В этой связи бюджет на 2015/2016 фин.г. был сверстан таким образом, чтобы прирост ВВП в реальном исчислении ускорился до 4,5-5,0%, номинальный ВВП достиг 2,7 трлн. ег. фунтов (333 млрд. долл.), а фискальный дефицит уменьшился до 9,5-10,0% ВВП.
Важно отметить, что наиболее проблемной экономической задачей для Египта в современных условиях является сокращение государственного долга до 80-85% (92,7% в 2014/2015 фин. г.). Правительство заявляет, что будет пытаться добиться этого за счет расширения налоговой базы и сжатия неформальной («теневой») экономики с целью увеличения государственных налогов. Согласно оценке, около 60% египетского рынка труда формирует «теневой» сектор. Большинство египтян работает на основе «cash-in-hand», многие из них не имеют доступа к так называемому благополучному образу жизни (welfare state). Кроме того, Египет планирует повысить подоходный налог на 5%.
В заявлении Министерства финансов АРЕ, касающемся госбюджета на 2015/2016 фин.г. отмечалось, что усилия по ликвидации энергетических субсидий, которые начали предприниматься в 2014 г., будут продолжены. С целью минимизации последствий уменьшения субсидий для беднейших слоев населения министерство предоставляет денежные трансферты наиболее уязвимым сегментам египетского общества, Наряду с этим, в заявлении были вновь подтверждены планы правительства по увеличению ассигнований на здравоохранение и образование на 3% и 6% соответственно.
Успешная реализация намеченных планов экономического развития Египта будет во многом зависеть от обеспечения социальной и политической стабильности в стране в обозримой перспективе.
Важно отметить, что в 2015-2016 гг. наблюдалось резкое снижение уличных протестов и общего неповиновения в крупных городах АРЕ. Однако риск социальных и политических беспорядков остается. Армия продолжает бороться с вооруженными группами на Синайском полуострове. Наряду с этим, египетское Central Agency for Construction, которое подчиняется Министерству жилья объявило, что вложит более 200 млн. долл. в инфраструктурные и жилищные проекты на Синае. Это решение было с одобрением встречено в данном районе, нужды которого исторически игнорировались прежними правительствами Египта.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, президент и правительство продолжают пользоваться широкой поддержкой многих групп населения Египта. Так, значительная часть египетского среднего класса поддерживает власти в надежде на возвращение стабильности, которая была в эру Х. Мубарака. Существенная доля беднейшего населения АРЕ, особенно тех, кто живет в сельских районах, романтизируют военное правление А.Ф. Сиси, их представление о сильном лидере продолжает играть в его пользу.