Центр арабских и исламских исследований

Институт востоковедения РАН

Статьи

IPO «SAUDI ARAMCO»: Игра в имитацию

Бабенкова Светлана Юрьевна

Восточная аналитика '2017, №2

 

Около года назад представители самой крупной нефтяной компании КСА «Saudi Aramco» заявили о беспрецедентном шаге в рамках диверсификации экономики страны, в частности выпуск IPO. Финансовые эксперты оценивали стоимость компании примерно в 10 трл. долл США (это в 3 раза превышает рыночную капитализацию таких крупных компаний, как Apple или Google), при этом правительство планировало привлечь порядка 100 млрд. долл. США инвестиций путем продажи порядка 5 % акций компании. Инвестиционная привлекательность «Saudi Aramco» объясняется еще тем, что несмотря на мировое падение цен на углеводороды и уменьшение в целом объемов добычи «черного золота», компания имеет не только самую низкую себестоимость, но и самую большую добычу и запасы нефти на сегодняшний день. Так, у «Saudi Aramco» добыча находится на уровне около 10 млн баррелей в день, доказанные запасы на уровне порядка 261 млрд баррелей в день, в то время как у «ExxonMobil» добыча, около 4 млн баррелей в день, а доказанные запасы порядка 14 млрд баррелей.

Первичное размещение планировалось осуществлять как на внутренней финансовой площадке Королевства (Tadawul), так на фондовых рынках Лондона, Гонконга, Японии и Нью – Йорка (NYSE)1. Однако некоторые эксперты говорят, что в реальности размещение акций возможно только на вторичных рынках. Это связано с проблемами в раскрытии информации компании, в том числе в части декларируемых доходов, публикуемой отчетности относительно величины запасов нефти, и т.д. Требования, предъявляемые к степени открытости, представляемой компаниями информации на вторичных площадках гораздо ниже. Наряду с этим руководство компании планирует привлечь к своему проекту в качестве консультантов такие крупные финансовые холдинги, как «Goldman Sachs Group Inc» «HSBC Holdings Plc», а в качестве инвесторов, такие банки как «Credit Suisse Group AG» и «Morgan Stanley». Необходимо отметить, что заявление как руководства компании, так и руководства страны относительно выхода компании на открытый финансовый рынок, естественно, вызвало скачкообразный эффект на биржах. Однако в последнее время информационные сообщения о размещении IPO, говорят о переносе сроков на II или III квартал 2018 года.

С какими проблемами это может быть связано?

С одной стороны, руководству КСА срочно необходимо выходить из финансового кризиса, факторами которого становятся, в том числе огромная финансовая поддержка «умеренной оппозиции» в Сирии, военные операции в Йемене, падение цен на нефть, а результатом кризиса становится, в том числе дефицит бюджетных средств и постепенное уменьшение резервов. Однако, несмотря на то, что резервы финансовых учреждений уменьшились за год с
730 до 630 млрд. долл. США, в целом у них имеются определённые резервы для своей финансовой устойчивости при среднем годовом дефиците бюджета в 100 млрд. долл. США.

Нормы инвестиционного законодательства КСА делают страну лишь условно отрытой для зарубежных инвесторов. Наряду с этим существуют вопросы по структуризации активов крупнейшей компании. Остается нерешенным вопрос будут ли выставлены на продажу на рынке добывающие активы. В связи с ограниченным доступом к данной информации экономистами-аналитиками было высказано предположение, что на продажу могут быть выставлены только нефтеперерабатывающие и нефтехимические активы. Однако в последнее время руководство компании высказывает мнение относительно включения добывающих активов в структуру приватизируемой компании.

Наряду с этим, самой Aramco и правительству страны следует выполнить ряд требований по финансовой реструктуризации компании, необходимых для соответствия компании международным требованиям, в частности изменить систему налогообложения компании, которая сейчас отдает порядка 20 % прибыли и около 85 % подоходного налога правительству страны.

Также отсутствует единое экспертное мнение о степени политических рисков данного экономического решения, несмотря на приход во власть кронпринца Мохаммеда бин Салмана, который является активным проводником экономических реформ в стране, и в особенности сторонником диверсификации экономики и постепенного ее ухода от сырьевой составляющей.

Как было отмечено выше, экономика КСА является инвестиционного закрытой экономикой, но в условиях глобализации выходить на международные рынки финансовым институтам страны рано и поздно придется. При этом, они должны будут соответствовать требованиям международных стандартов, например, в части финансовой отчетности и раскрытия информации по конечным акционерам (владельцам компании). Кроме того, выход из режима санкций Ирана и превращение его в полноценного участника нефтяного рынка подтолкнет КСА к активизации участия в конкурентной борьбе за инвесторов, что, возможно, будет способствовать и политической, и финансовой стабильности на Ближнем Востоке.

Однако действия Эр-Рияда на протяжении последних 1,5 лет по размещению IPO показывают нам его большую финансовую осторожность, стремление максимально просчитать риски и возможные последствия от неизбежных финансовых шагов при широком открытии «экономических дверей» для зарубежного капитала.

Однако времени и ресурсов на эту долгоиграющую политико-экономическую партию у руководства страны может не хватить, а риск сделать грубую ошибку в цейтноте и проиграть партию в целом возрастает многократно.


1 В настоящее время, по заявлениям руководства компании, акции не будут размещаться на NYSE.